То, что вы видите ниже - это мой портрет.
Его нарисовал ребёнок. Он болен. У него аутизм. Он не хотел меня рисовать. Он вообще не распознавал лица. Узнавал по голосу и по прическе. Но сегодня лирики не будет.Ну, что. Поехали.
Про аутизм.Аутизм - это заболевание. Причём - не одно. Со времён Л. Каннера и Х.Аспергера все было более- менее понятно про то, что это за болезнь, каковы её причины и приблизительно как помочь таким детям. На сегодняшний день распространенность этого заболевания составляет 1% детской популяции!Вдумайтесь! Каждый 100-й ребёнок болен расстройством аутистического спектра.
Этиология и патогенез (причины возникновения) не известны. Ученые сходятся в том, что за данным спектром расстройств замаскирована не одна болезнь, а разные. Сходным проявлением является сложность в сфере общения.
Генная наука выделяет множество генов, которые в комбинации могут дать проявления аутистической симптоматики. Поэтому, вопрос о конкретном гене, вызывающий данный комплекс заболеваний, на время отпадает. Науки в России нет. Поэтому ждать помощи и подсказки от научного сообщества не приходится. У самой Строгановой Т. А., биолога и физиолога, доктора наук, презентация и информация 2010 года и 2017 почти не отличается.
Это грустно. Дети и родители страдают. Эффективная помощь приходит только от думающих практиков.
И движение с такими детьми происходит молекулярными шагами. В моей практике были разные дети с данным синдромокомплексом. От совсем не говорящих до высокофункциональных. Это значит, что дети могли обучаться со временем в обычной школе. И понятно, что коррекционная работа была совершенно разной.
Что важно! С точки зрения нейропсихолога: у этих детей дисфункциональное состояние подкорковых структур, незрелость лобных отделов и очень нестабильные "отношения" между корой и подкоркой.
Что это значит? Это значит, что дети находятся в перевозбужденном или тормозном состоянии. Баланс - это камень преткновения.
Что я узнала на встрече дискуссионного клуба в МГППУ от Строгановой Т. А.?
Это то, что ещё внутриутробно (непонятно по каким причинам) происходит перевозбуждение нейронных сетей. Если в мозге постоянно возбуждены синаптические контакты, то не происходит так называемой конкуренции и синаптической обрезки. Поэтому у детей с аутизмом наблюдается избыточная сложность нейронных сетей, которые не служат целям адаптации. Более того в результате этого перевозбуждения не развиваются первичные зрительные и слуховые поля головного мозга.
Это значит, что зрительное и слуховое восприятие нарушено с самого рождения ребёнка. Очень часто мамы (особенно те, у которых есть опыт) начинают предполагать у своего грудного малыша глухоту. И посещают сурдолога, который говорит о том, что слух в норме. На самом деле он имеет особенности. Ребёнок слышит и не слышит. Ребёнок видит и не видит.
Дети с расстройством аутистического спектра не могут концентрироваться и выделять фигуру из фона. И это то, первичное, что создаёт сложности с концентрацией внимания. Перевозбуждение создаёт защитные реакции в виде стереотипий и персевераций - навязчивые движения, эхолалии.
Всевозможные теории, связанные с дисбактериозом и особенностями питания, отечественными физиологами отрицаются.
Что дают мне все эти знания - ничего!
Вернее, вся эта информация подтвердила правильность моего понимания о том что:
- Это не одно заболевание, а несколько. - То, что есть невероятное возбуждение, тормозящее развитие коры.
- То, что есть особенности в слуховом и зрительном восприятии, не позволяющие нормативно переключать внимание.
- То, что перевозбуждение рождает защитные варианты реакции организма в виде персевераций и стереотипий (навязчивые движения, эхолалии)
- Адекватных препаратов - нет.
В связи со сложностью дифференцировки диагноза (если тормозные нейроны достаточно тормозимы- то подавляющий препарат подавит активное внимание в большей степени)Выход один! Думать и двигаться молекулярными шагами.